Риски банков: как им не попасть под санкции из-за своих клиентов

С гражданами и компаниями из каких санкционных списков банкам нужно взаимодействовать с особой осторожностью? Поспособствовав каким сделкам, кредитные организации могут сами попасть под введенные ограничения? И как банкам проверять своих контрагентов и клиентов, чтобы избежать санкционных рисков? Эксперты по банковской сфере обсудили это на конференции "Правоприменение и правовое регулирование в эпоху санкций".  

Несколько рисковых ситуаций

От санкций серьезное страдает сразу несколько отраслей. Одна из них – банковская. Деннис Бойл, старший советник юрфирмы "Whiteford,Taylor and Preston" рассказал, что подписанный Трампом летом 2017 года закон сократил и без того небольшие сроки предоставления кредитов российским банкам, которые попали под санкции: «Американские кредитные организации теперь могут выдать займы коллегам из РФ не более чем на 14 дней. Хотя раньше этот временной промежуток составлял месяц».

Юлия Черкасова, старший управляющий директор правовой дирекции Внешэкономбанка более подробно разъяснила, от каких ситуаций страдают российские банки. Первая из них, когда ограничения ввели против самих кредитных организаций. Второй случай – под санкции попали эмитенты ценных бумаг. И, наконец, третий вариант – «меры воздействия» ввели в отношении клиентов банка. Докладчик подчеркнула, что банкам важно внимательно отслеживать, имеется ли их контрагент в каком-либо санкционном списке, и в каком именно - или Specially Designated Nationals (специальный черный список) или Sectoral Sanctions Identifications List (секторальные санкции).

С компаниями и гражданами из первого перечня надо взаимодействовать особенно осторожно, ведь с ними запрещено совершать любые сделки. Если речь идет о работе с клиентами, которые попали во второй список (SSIL), то против них ограничения несколько мягче. Однако и с ними нельзя проводить определенные операции, добавила Черкасова. Чтобы банкам избежать подобных просчетов и самим не попасть под санкции, кредитным организациям стоит ориентироваться в том числе на разъяснения американского управления по контролю за иностранными активами (OFAC), рекомендовала эксперт. Она добавила, что банкам в любом случае стоит учитывать специфику каждой конкретной сделки.

"Черный список" и международный арбитраж 

Гленн Коллини, партнер Dentons подробнее остановился на особенностях делового взаимодействия с лицами, которые попали в «черный список» (SDN). Юрист пояснил это на шутливом примере: «Если такой гражданин попросит вас подержать коктейль, пока он отлучится в уборную, то после его возвращения вы не сможете вернуть напиток. То есть, вам запрещено передавать ему хоть что-то ценное». По словам эксперта, даже юрфирмы могут консультировать участника списка SDN лишь по вопросам соблюдения санкционного режима и не более того. Другая опасность у банков – нарушить закон CAATSA, поспособствовав заключению "значительной сделки" с участием компании или гражданина, находящимися под санкциями. Это возможно даже в том случае, если кредитная организация финансирует контрагента лица, попавшего под санкции, предупредил Коллини.

Проблемы в условиях санкций могут возникать и с международными арбитражными центрами. Об этом рассказывал Артур Зурабян, руководитель практик разрешения споров и международного арбитража ART DE LEX. Он объяснил, что такие учреждения являются юрлицами по частному праву, на которых распространяются установленные западными странами «меры воздействия». Соответственно, арбитражам нужно обращаться к национальным регуляторам за подтверждением возможности провести разбирательство, если хотя бы одна из сторон спора попала под санкции, пояснил юрист. Такая ситуация приводит к потере драгоценного времени для оппонентов. Другая проблема – американские арбитры отказываются принимать участие в подобных процессах, добавил Зурабян. Из-за этого российские компании все чаще используют альтернативные места рассмотрения споров – азиатские страны или РФ, констатирует эксперт. Одним словом, мы столкнулись с правилами, которые затрагивают самые разные сферы и могут меняться по ходу игры, резюмировал он: «Остается только их досконально знать и правильно применять».