Комплаенс для санкций: зачем он нужен бизнесу

Как просчитать негативные последствия для вашей компании из-за существующего санкционного режима? Из каких компонентов должен состоять идеальный комплаенс-механизм в российской компании? Можно ли силами одних только юристов справиться с подобной работой? Специалисты в области комплаенса объяснили, благодаря чему можно минимизировать риски от ограничений, введенных западными странами против ваших контрагентов и клиентов. 

"Недостижимая парадигма"

Если раньше модным словом были сделки М&А, то теперь в тренде термин «комплаенс» (соблюдение), заметил Алексей Стрелков, юрист СИБУР. Он рассказал, что в России долгое время комплаенс являлся чисто юридической функцией: «Хотя это не совсем правильно, так как юрист, ведущий сделку и человек, отвечающий за ее рискованность имеют разные интересы». Так, постепенно к предпринимателям пришло понимание, что надо разделять две функции – юридическую и «соблюдение». По словам Стрелкова, комплаенс-специалист должен подключаться к сделке раньше юриста. Эксперт объяснил это тем, что сотрудник правового департамент может отследить только риски нарушения законов, а надо смотреть на заключаемый контракт шире: вдруг документ противоречит собственной публичной политике (HR-подходу). И из-за такого недосмотра фирма понесет репутационные риски, хотя формально все сделала в рамках правового поля, привел пример докладчик.

А Ирина Грекова, партнер инвестиционной компании "Атон" и вовсе описала «комплаенс» как «недостижимую парадигму», к которой стремятся компании. Она заключается в том, что мы стараемся следовать не просто букве закона, а его духу, объяснила эксперт. Докладчик подчеркнула, что эффективный институт «соблюдения» всегда дешевле, чем его отсутствие. В частности, федеральное законодательство США будет считать отягчающим обстоятельством отсутствие «комплаенс-политики» в компании, которая нарушила санкционный режим.

Грекова разъяснила, что надо делать российской фирме, которая хочет создать эффективную систему «соблюдения», чтобы отслеживать санкционные риски. Во-первых, нужен единый центр принятия решений, который будет анализировать сделки, клиентов и контрагентов на предмет наличие у тех ограничений, наложенных западными странами. Во-вторых, необходима работающая «комплаенс-политика». Только это не должен быть документ ради документа, предупредила эксперт.

Будут ли наказывать за соблюдение западных санкций

Для отечественных компаний проблема заключается еще и в том, что они работают в рамках российского законодательства, которое не признает санкционные ограничения, уверяла Анастасия Шибаева, старший юрист ABВ. По ее словам, суды откажутся защищать права фирмы, которые нарушились из-за таких ограничений, введенных западными странами.

Поэтому компаниям остается лишь одно – предупреждать все риски заранее. Для эффективной работы по этому вопросу мы еще на этапе рассмотрения сделки стараемся собрать максимум информации по всем ее участникам и посредникам, рассказала эксперт. Особенно важно узнать, на какой именно проект собираются идти поставки товара, чтобы не попасть в ту ситуацию, в которой оказался Siemens, подчеркнула она.

Кроме того, давление по этой теме возрастает не только вовне, а изнутри, добавил Алексей Дудко, партнер Hogan Lovells. Он сослался не недавнее заявление спикера Госдума, Вячеслава Володина. Депутат выступил за введение уголовной ответственности в отношении лиц, которые на территории России будут соблюдать антироссийские санкции. Если эту инициативу примут, то тогда придётся «выкинуть весь наш комплаенс», заявил юрист. Первым «тревожным звонком» в этой связи эксперт отметил постановление Конституционного суда, разрешающего «параллельный импорт». В этом документе КС прямо признал поведение правообладателя недобросовестным и не подлежащим защите в том случае, если он «поддерживает режим международных санкций, который наложен на РФ». Вместе с тем, всеобщего запрета на соблюдение западных «мер воздействия» в России не введут, уверен Дудко: «Ограничатся точечными действиями».